+79270166667 info@telepovs.ru

Установление границ

(Из Книги «Родители и дети: кто-кого? Аспекты воспитания»)

В том, что границы устанавливать необходимо, согласны все – и родители, и дети. Ведь и те, и другие – люди здравомыслящие. Родители понимают, сколько бед могут натворить их дети, не имея представления о том, что категорически запрещено. Дети также понимают, что родители мудрее их и имеют полное право предупреждать об опасности нарушения границ дозволенного.

Главное, чтобы границы были четко очерчены, а дети – заранее оповещены об их существовании. Чтобы не произошло так, как с одним отцом, который строго настрого запретил своему пятилетнему сынишке заходить за бордюр на мостовой, а когда малыш шагнул на проезжую часть в погоне за укатившимся мячом, отец выпорол его, приговаривая: «Я тебе говорил, что за бордюр заходить нельзя». После наказания малыш, всхлипывая, спросил: «Папа, а что такое «бордюр?».

Детям важно иметь ясное представление о том, что именно нельзя, и о наказании, которое обязательно последует за нарушение установленных границ.

Если вы устанавливаете начало «комендантского часа» в 10 вечера, то опоздание вашего сына или дочери на пять минут должно рассматриваться таким же нарушением границы, как и двухчасовое опоздание.

Если вы запрещаете своему сыну или дочери смотреть телевизор после 11 часов, то установленное время должно соблюдаться независимо от того, какой фильм или передача транслируются по телеканалу.

Если в вашей семье учеба в школе расценивается, как обязательство ребенка перед семьей и перед самим собой, тогда лишь исключительные обстоятельства могут послужить оправданием пропуска занятий.

Н.Н.: Однажды я разговаривала с одной «заботливой» мамочкой, которая рассказала о «гибкости» в соблюдении режима своей дочери. «Вчера мы всей семьей смотрели замечательный фильм по телевизору, – рассказывала она. – Спать мы отправились только во втором часу ночи, и поэтому сегодня мне пришлось писать записку учителям, ведь дочь пошла в школу только к четвертому уроку – надо же было моей девочке выспаться. Здоровье дороже…» Вот такая трогательная «забота» мамы о здоровье ребенка.

Вопросы «на засыпку»:

На ваш взгляд, что важнее в жизни:

  • здоровье или чувство ответственности?
  • здоровье или выполнение собственных обязательств?
  • здоровье или уважение к окружающим людям?
  • здоровье или честность?

Как выглядит в наших глазах человек, обладающий отменным здоровьем, но не умеющий отвечать за собственные поступки?

Обговаривать правила и определять наказания за их нарушение лучше вместе со своим ребенком, чтобы требования родителей не казались ему чем-то невозможным, а наказание – слишком жестоким. Причем, кроме ясности и последовательности, вы должны также соизмерять свои требования с  возрастом и способностями ребенка.

Однажды на концерте классической музыки в филармонии мы наблюдали следующую картину. Рядом с  нами сидел мужчина с маленьким сынишкой трех-четырех лет. Каждый  из них пытался заниматься самым  важным на тот момент делом. Папа изо всех сил сохранял благоговение на лице: «Ты только послушай! Это же Бетховен!», а мальчик всячески привлекал к себе папино внимание: «Папа, а эта большая люстра не свалится? А что будет, если свалится?».  На протяжении всего концерта малыш только и слышал от своего любящего отца: «Не крутись, а то выпорю!» «Сиди тихо». «Ты ведешь себя плохо, ты плохой…», «хорошие мальчики проникаются музыкой». Ребенок пребывал в полном смущении. Он не понимает:

– почему вдруг его папа, придя в это странное место, где ему нельзя бегать, играть и просто быть ребенком (то есть самим собой) вдруг перестал быть его нормальным папой наказывает его за то, что он не в состоянии выполнить в силу своего возраста ( полтора-два часа сидеть, не двигаясь)?

– почему он вдруг становится таким жестоким и нелюбящим в великолепном зале Филармонии, где так много говорят о величии и красоте музыки?

Ребенок растет, и подобные нелогичные запреты в семье и несоответственные его проступкам наказания делают свое дело: внутри его сердечка вызревает глухое раздражение не только на родителей, но и против того, что  называют прекрасным. Причем это раздражение он сознательно подавляет в себе, потому что ему вдолбили в голову, что так надо себя вести.

А почему надо?

Почему нельзя ощущать любовь родителей и в  культовых местах тоже?

Что плохого, когда тебя понимают, даже если ты еще ребенок? Почему мне нельзя даже тихонечко поиграть в машинки или посмотреть книжку?

«Значит, — делает вывод малыш, — я ничего собой не представляю, раз нельзя быть самим собой».

Вопросы «на засыпку»:

Что можно воспитать «из-под палки»:

  • бездумное послушание или сознательное повиновение?
  • благочестивое поведение или истинное благочестие?
  • умение «не выделяться» или любовь к окружающим людям?

О проекте
Создай крепкие семейные отношения. Пройди бесплатный практический онлайн-курс подготовки к супружеской жизни Алгоритм Любви с 21 февраля по 4 марта

Поздравляем с регистрацией!